7-канал. Жаңылыктар — Кыргызстан

Жаңылыктар — Кыргызстан

Сортировка новостей по дате

Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
  • social_icon
  • social_icon
  • social_icon
  • social_icon

Важная инициатива Камчыбека Ташиева

8

Камчыбек Ташиев выступил с инициативой с 1 января 2026 года прекратить необоснованные проверки бизнеса со стороны ГКНБ и других правоохранительных органов. По его словам, приоритетом станет защита прав добросовестных предпринимателей и обеспечение экономической свободы, при этом к лицам, ведущим незаконную деятельность, будут применять строгие меры ответственности.

Это знаковая и системно важная инициатива, выходящая далеко за рамки ведомственного распоряжения. По сути, речь идет о пересмотре философии взаимодействия государства, силовых органов и частного сектора.
На протяжении многих лет одной из ключевых проблем бизнес-климата в Кыргызстане оставалось избыточное и часто избирательное вмешательство правоохранительных органов. Проверки нередко использовались: как инструмент давления; как механизм неформального изъятия ренты; как способ «управления» экономикой вне правового поля.
Это формировало атмосферу страха и неопределенности, где предприниматель рассматривал государство не как партнера, а как потенциальную угрозу. В таких условиях говорить о долгосрочных инвестициях, модернизации бизнеса или выходе из тени было крайне сложно. Инициатива Ташиева — это попытка разорвать этот порочный круг.

ОТ РЕПРЕССИЙ К РАЗВИТИЮ

С экономической точки зрения тезис о предоставлении бизнесу экономической свободы и приоритетной защиты прав соответствует базовым принципам развития:
• бизнес растет не под давлением, а в условиях предсказуемости;
• инвестиции приходят туда, где минимизированы произвольные риски;
• налоговая база расширяется не через страх, а через доверие.
Отказ от необоснованных проверок может дать мощный мультипликативный эффект. Мы можем ожидать успешного развития малого и среднего бизнеса, снижения уровня теневой экономики, увеличения налоговых поступлений.
Важно, что Ташиев прямо увязывает либерализацию для добросовестного бизнеса с жесткими мерами в отношении незаконной деятельности. Это принципиальный момент: речь идет не о вседозволенности, а о разграничении легального и криминального сектора.
На мой взгляд, особую значимость этой инициативе придает источник. Подобные заявления чаще звучат от экономических ведомств, но редко — от руководителя органа национальной безопасности. Это говорит о внутреннем понимании, что чрезмерная силовая активность может подорвать не только экономику, но и государственную устойчивость.
Заявленный Камчыбек Ташиевым приоритет — искоренение коррупции — фактически означает смещение фокуса: не «давить на предпринимателя», а «чистить собственные ряды и системные схемы».
Если этот подход будет реализован, он может стать институциональным переломом в работе силовых структур.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС — НЕ В ЗАЯВЛЕНИИ, А В ИСПОЛНЕНИИ

Однако при всей позитивности инициативы важно понимать, что главный вопрос — не в заявлении, а в исполнении. Для того, чтобы инициатива не осталась декларацией, необходимо выработать четкие критерии необоснованных проверок — с нормативным закреплением. Безотказно должны работать:
1. Механизмы ответственности сотрудников, нарушающих новый порядок.
2. Прозрачные каналы защиты бизнеса — включая быстрые процедуры обжалования.
3. Публичная отчетность о результатах антикоррупционной работы.
Без этих элементов даже правильная по сути идея может быть нивелирована практикой.
В более широком смысле заявление К. Ташиева укладывается в текущую логику трансформации государства: от репрессивной модели к модели ответственности, от ручного управления к правилам, от страха к условному социальному контракту между государством и бизнесом.
Если с 2026 года произойдет переход к принципу «честный бизнес — под защитой, криминал — под жестким ударом», это станет одним из самых ощутимых институциональных сдвигов последних лет.
С этой точки зрения инициатива Камчыбека Ташиева своевременна, концептуально верна. Ее успех будет измеряться не заявлениями, а конкретными изменениями в поведении силовых органов на местах.
В случае успешноой реализации она способна улучшить инвестиционный климат, снизить уровень коррупции, укрепить доверие между государством и предпринимателями. Именно поэтому данная инициатива — не просто административная мера, а тест на зрелость всей государственной системы.

9